Главная страница Авторский информационный ресурс врача-исследователя Воробьева К.П.
Публикации
Эта статья была впервые опубликована: Український медичний альманах.- 2000.- №2.- С.41-43
ВЫБОР ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДОЗЫ ГИПЕРБАРИЧЕСКОЙ ОКСИГЕНАЦИИ У ЛИКВИДАТОРОВ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных механизмов лечебного действия гипербарической оксигенации (ГБО) является нормализация процессов нейровегетативной регуляции [2] . У ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС (ЛПА) вегетативная патология является одним из ведущих клинических синдромов, что подтверждено в многочисленных клинических исследования. Поэтому применение ГБО у ЛПА является патогенетически оправданным и описано в ряде работ [1,8,9,10] . Однако в этих исследованиях использовались различные режимы и дозы гипероксии от 0,12 до 0,25 МПа, от 30 до 60 минут изопрессии. При этом не указывается на основании каких критериев каждый из авторов выбрал соответствующий режим ГБО.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Выработать принципы индивидуальной тактики ГБО путем изучения особенностей вегетативных реакций у ЛПА непосредственнно во время сеансов ГБО при максимальных терапевтических режимах гипероксии.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследована реактивность к гипероксии и клинические характеристики заболевания у 19 ЛПА во время сеансов ГБО при режиме 0,2МПа, 40 минут в течение 10 сеансов. Состояние больных и эффективность терапии оценивалось по бальной шкале наличия и выраженности субъективных и объективных признаков заболевания. Реактивность к гипероксии оценивалась по данным динамического мультипараметрического межгруппового статистического анализа производных вариабельности ритма сердца (ВРС) на 14 этапах сеанса ГБО по специально разработанной технологии [5,6]. Анализировалась динамика тридцати известных производных ВРС [3] с учетом показателей рекомендованных международным Стандартом анализа ВРС [11] . Проанализировано 2800 выборок кардиоинтервалов на протяжении 160 сеансов ГБО. Течение заболевания оценивалось по данным бальной шкалы объективных и субъективных характеристик состояния больных.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В группах ЛПА, разделенных по степени выраженности патологических симптомов, обнаружена качественно различная реактивность к гипероксии. Наиболее отчетливые различия динамики вегетативных показателей во время ГБО обнаружены по данным амплитуды мощности спектра кардиоинтервалограммы в диапазоне быстрых волн ( max_HF). Причем исходно отсутствовали достоверные различия max_HF , а во время баротерапии, в особенности на 25-ой минуте изопрессии (девятый этап баросеанса, Рис.1.А), эти различия отмечены с высоким уровнем достоверности ( p<0,001). Более тяжелые больные (вторая группа) на фоне базисной парасимпатикотонии имели лучший благоприятный вегетативный ответ на гипероксию.

При разделении наблюдений ЛПА на три группы с учетом выраженности исходных патологических симптомов и эффективности терапии в первую группу вошли пять наиболее тяжелых больных, у которых отмечалась минимальная положительная динамика в процессе лечения (первая группа). Для этой группы по данным PNN50 (процент кардиоинтервалов в выборке, которые отличаются более чем на 50 млс ) , во время ГБО отмечено недостоверное улучшение функционального состояния вплоть до 25-ой минуты изопрессии, а затем неблагоприятное обратное изменение показателя (Рис.1.Б). Причем обратный неблагоприятный тренд показателя достоверен при p<0,001 , и с таким же уровнем вероятности показатель PNN50 выделяет первую группу на 30-ой минуте изопрессии. Подобные тренды имеют показатели стандартного отклонения, корень квадратный из суммы квадратов разниц соседних кардиоинтеквалов ( RMSSD) , и показатель вариабельности коротких участков кардиоинтервалограммы [7] . Все эти показатели характеризуют, в большей степени парасимпатическое звено регуляции, и являются прогностически ценными как для оценки тяжести состояния больного во время гипероксической пробы, так и для прогнозирования эффективности лечения. Несмотря на то, что в этой группе зарегистрировано патогенное действие гипероксии, после ГБО функциональное состояние организма восстанавливалось до исходного, а в процессе лечения не зарегистрировано увеличения выраженности патологических симптомов.

Рис.1. Динамика показателей ВРС у ЛПА во время ГБО.

Этапы сеанса ГБО: 1 и 14- до и после ГБО; 2,3 и 12,13 - пятиминутные промежутки компрессии и декомпресии; 4-11 - пятиминутные промежутки изопрессии.

Ранее нами было показана диагностическая ценность периодов главных осцилляторов в спектральных диапазонах кардиоинтервалограмм [4] . При разделении наблюдений ЛПА по выраженности патологических проявлений в группе наиболее тяжелых больных только главный осциллятор в диапазоне быстрых волн ( tMax_HF) показал достоверную ( p<0,05) положительную динамику на 25-ой минуте изопрессии с последующим обратным трендом показателя вплоть до окончания изопрессии. Исходя из этого, по данным кластерного анализа этого показателя в исследуемой когорте ЛПА выделено две группы, которые с высоким уровнем вероятности (p<0,001) различаются по характеристикам реактивности во время изопрессии (Рис.1.С). В этих двух группах отличительные особенности имела динамика первого значения автокорреляционной функции ( K1_AKF) .

На рис. 1.Д. видно, что исходные значения K1_AKF в этих группах существенно отличаются. В первой группе исходно отмечается более высокое сопряжение регуляторных процессов ( K1_AKF = 0,75±0,41ед.). Во время сеанса ГБО в первой группе отмечается благоприятная динамика показателя на протяжении первых двух этапов изопрессии, затем обратная динамика показателя вплоть до 25-ой минуты изопрессии (8-ой этап). На последних этапах изопрессии происходит резкое достоверное ( p<0,05) уменьшение K1_AKF , что свидетельствует о срыве синхронизации регуляторных процессов в связи с избыточной гипероксией. Во второй группе отмечается более благоприятная динамика показателя K1_AKF , но срыв синхронизации регуляторных процессов произошел позже, на самых последних этапах изопрессии.

Представленная динамика K1_AKF в исследуемых группах свидетельствует о том, что в когорте ЛПА существуют группы с различной резистентностью к гипероксии. Для обеих групп выбранная доза ГБО была чрезмерной, но различная динамика реактивности к гипероксии свидетельствут о том, что оптимальная лечебная доза ГБО должна быть не только меньше но и отличаться.

ВЫВОДЫ

1. У ЛПА существуют различные варианты реактивности к гипероксии, которая зависит от выраженности патологических проявлений. Показатели реактивности к гипероксии позволяют судить о выраженности патологии, т.е. ГБО является не только лечебным фактором, но и своеобразной функциональной пробой.

2. Более низкая эффективность оксигенобаротерапии сопровождается неблагоприятными изменениями группы показателей разности соседних кардиоинтервалов во второй половине изопрессии Показатели автокорреляционного анализа ВРС имеют диагностический приоритет для оценки нарушений резистентности к гипероксии.

3. Среднетерапевтическая доза ГБО 0,2 МПа, 40 минут изопрессии, 10 сеансов является избыточной для ЛПА. Для достижения максимальной эффективности ГБО необходим подбор индивидуальной терапевтической дозы гипероксии по данным показателей ВРС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева О.В., Федотов В.С., Авдеев Ю.В. Гипербарическая оксигенация в комплексном лечении лиц, подвергшихся воздействию ионизирующего излучения //Гиперб. физиол. и мед.- 1996.- № 4.- С.42-43.
2. Байдин С.А., Биккулова Д.Ш., Костюков Ю.И. и др. Влияние ГБО на состояние вегетативной нервной системы у больных хирургического профиля //Гиперб. физиол. и мед.- 1996.- №4.- С. 69-70.
3. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе.- М.: Наука, 1984.- 386с.
4. Воробьев К.П. Изменение уровней регуляции в процессе гипербарической оксигенации //Український медичний альманах.- 1999.- №4.- С.28-32.
5. Воробьев К.П. Современная технология исследования вегетативной реактивности в научных и практических исследованиях //Український медичний альманах.-1999.- №1.-С.12-15.
6. Воробьев К.П. Стандарт мониторинга функционального состояния во время ГБО //Вестник интенсивной терапии.- 1999.- №3.-С.34-39.
7. Рябыкина Г.В. Соболев А.В. Вариабельность ритма сердца М.:Старко, 1998.- 196с.
8. Салеев В.Б., Пигалин А.Л., Смирнов А.В. Гипербарическая оксигенация - эффективный метод комплексного лечения распространенной периферической микроангиопатии и лиц - ликвидаторов аварии на ЧАЭС. //Гипербарическая физиология и медицина.- 2000.- №1.- С.14-15.
9. Сапов И.А. Щеголев В.С. ГБО в системе мероприятий по реабилитации работоспособности человека после лучевой травмы //Режимы оксибаротерапии в компл. леч. и реабил. раненых и пораженных.- СПб.: ВМА.- 1994.- С.34-35.
10. Фудис Н.Л. Адаптационные перестройки вегетативных функций у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС в процессе проведения работ //Физиология человека.- 1995.-№6.- С.137-145.
11. Heart Rate Variability. Standarts of Measurements, Physiological Interpretation, and Clinical Use //Eur. Heart J.- 1996, V.17.- P.354-381.