Главная страница Авторский информационный ресурс врача-исследователя Воробьева К.П.
Публикации
Соавторы Чуев П.Н., Государственный медицинский Университет, г.Одесса
Научный вклад соавторов в исследование

Чуев П.Н. - научное консультирование

Воробьев К.П. - идея, формулирование основных положений и написание работы

Эта статья была впервые опубликована:

Тезисы Всеукраинской научно-практической конференции: "Современные методические подходы к анализу состояния здоровья", Луганск, 14-16.05.07, с.19-20

(программный доклад на конференции)

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГИПЕРБАРИЧЕСКОЙ ОКСИГЕНАЦИИ В УКРАИНЕ

Ликвидация гипоксии при различных экстремальных состояниях является одним из главных принципов терапии. Гипербарическая оксигенация (ГБО) является наиболее эффективным способом ликвидации локальной и общей гипоксии. Исходя их этого эмпирический этап применения ГБО в интенсивной терапии (ИТ) в период 1970-1990гг. характеризовался широким, не всегда оправданным, применением нового метода борьбы с гипоксией. Этот опыт и новые данные в области биологии кислорода показали, что в ряде случаев, особенно при критических состояниях, чрезмерная гипероксия может вызвать патогенные эффекты. Поэтому в течение последнего десятилетия применение ГБО у тяжелых больных существенно сократилось.

В последние годы вновь повысился интерес к ГБО, в том числе в ИТ [1 , 2, 3, 4 ] . Созданы и активно функционируют несколько национальных ассоциаций специалистов в области ГБО, регулярно выходят периодические издания по баротерапии, ежегодно проводится несколько международных конференций. У наших коллег в России создана ассоциация специалистов в области гипербарической медицины и техники, выходит два периодических издания по ГБО, ежегодно проводятся конференции. На последнем Всероссийском съезде анестезиологов вопросам ГБО было посвящено 16 работ. В Украине в течение последних лет фактически не проводятся научные исследования в области ГБО, происходит постоянное сокращение числа функционирующих подразделений ГБО, вопросы оксигенобаротерапии не включены в учебные программы.

Наша программа развития службы ГБО в Украине включает следующие основные разделы.

1.Разработка стандартов показаний ГБО в ИТ. Эти стандарты должны иметь несколько уровней, в зависимости от степени эффективности и срочности применения баротерапии. Вначале следует разработать первый уровень стандарта показаний ГБО в ИТ, где будут перечислены заболевания и синдромы, при которых ГБО абсолютно показано и существенно влияет на исход заболевания. При разработке этих показаний следует использовать не только опыт отечественной медицины, но и перечни показаний различных национальных обществ специалистов в области ГБО. Кроме нозологии или синдрома стандарт показаний к ГБО должен учитывать период заболевания и степень выраженности патологического синдрома. Общие положения стандарта показаний к ГБО должны включать мероприятия по профилактике кислородной интоксикации в виде алгоритма выявления ранних вегетативных признаков кислородной интоксикации.

2.Разработка системы взглядов на механизмы ГБО в ИТ. Фундаментальные разработки последнего десятилетия раскрыли сложную биологическую роль кислорода, не только как одного из субстратов энергетического обмена, но и как компонента синтетических и дезинтоксикационных метаболических процессов. Также изучены механизмы лечебных и патогенных эффектов оксигенобаротерапии. Современный уровень знаний и существующая профилизация отделений баротерапии в Украине требуют, чтобы специалист по ГБО был не только грамотным врачом в ИТ, но и барофизиологом. Без знаний барофизиологии и их приложения в клинической практике невозможно обеспечить современный уровень применения ГБО, особенно, у тяжелых больных. Концептуальный подход к применению ГБО в ИТ должен основываться на абстрактных моделях механизмов лечебных и патогенных эффектов ГБО при различных патологических синдромах. Моделирование патологии при гипероксии обеспечивает выработку различных принципов применения ГБО в зависимости от типа, выраженности и стадии патологического процесса. Сопоставление известных моделей с конкретным клиническим случаем, дополнение этой модели объективными данными о состоянии больного позволяет определить тактику лечения, прогнозировать эффективность баротерапии и вероятность патогенных эффектов ГБО.

3.Разработка и внедрение правил и технических средств выбора оптимальных режимов баротерапии. Вопрос выбора оптимальной индивидуальной дозы ГБО в ИТ является ключевым. Существует предположение, что дозированная гипероксия показана большинству тяжелых больных. Эта парадигма реализуется в палатах ИТ при различных способах нормобарической кислородотерапии. Однако, еще на конференции в 1955 г (Киев) в резолюции было сказано о "необходимости строгого дозирования кислородной терапии с учетом индивидуальной реакции больного на вдыхание кислорода" [5] . У тяжелых больных возрастает вероятность патогенных эффектов ГБО вследствие нарушений механизмов адаптации к гипероксии. Поэтому среди специалистов по баротерапии выработано два пути применения ГБО у тяжелых больных: либо использование низких, заведомо дотоксических режимов баротерапии, либо подбор дозы ГБО на основании объективных данных о состоянии пациента во время баротерапии. Второй путь более перспективен, так как обеспечивает максимальную терапевтическую дозу ГБО и предотвращает патогенные эффекты гипероксии.

Для объективной оценки функционального состояния организма во время ГБО наиболее часто используется анализ вариабельности сердечного ритма. В настоящее время эта методика широко используется в клинической практике и позволяет получить интегральную оценку различных компонентов регуляции. Динамическая оценка регуляции во время ГБО характеризует реактивность организма, которая прямо отражает состояние резистентности к гипероксии. Обнаружение начальных признаков нарушений регуляции является критерием максимальной терапевтической дозы ГБО.

Нами проведены исследования диагностической эффективности различных показателей вариабельности сердечного ритма во время ГБО, разработана соответствующая диагностическая технология. В настоящее время эта технология и правила ее применения для подбора индивидуальной оптимальной дозы ГБО рассматривается как проект Стандарта мониторинга функционального состояния организма во время ГБО [6] .

Для реализации данной программы необходимо создание национальной научной школы в области оксигенобаротерапии на государственной основе. Это не означает организацию новых отдельных структур. Как и во всем мире барофизиология ближе всего к подводной медицине, а клинические вопросы ГБО - к ИТ. ГБО, как ее квалифицируют метр советской анестезиологии В.А.Неговский и В.В.Мороз [7] является методом ИТ. То есть оксигенобаротерапия фактически и формально (приказ МЗ Украины № 134 от 9.06.93 г.) является прерогативой службы анестезиологии и ИТ.

Врач-специалист в области ИТ обязан владеть современными знаниями в области патофизиологии кислородного гомеостаза, а специалист по оксигенобаротерапии должен знать эти вопросы досконально. Поэтому вопросы патологии кислородного гомеостаза и ГБО должны быть включены в программу обучения врачей ИТ и в перечень вопросов при аттестационной проверке знаний.

Литература

1. Jain K. K. Textbook of Hyperbaric Medicine. 3rd revised and expanded edition.- Basel, 1998.- 600p.
2. Шпектор В.А., Колчина Е.А., Демуров Е.А., Мельников Г.П. ГБО как одно из направлений современной клинической медицины (обзорная лекция).- Бюллетень гипербарической биологии и медицины.- 1997.- № 1-2.-с.36-66.
3. Смолле-Джетнер Ф., Бустер В., Ковач Х. Показания к гипербарической оксигенации (ГБО): прошлое-настоящее-будущее /Освежающий курс лекций, Архангельск: Тромсё.- 1997.- с.237-242.
4. Oriani G., Haironi A., Wattel F. Handbook on Hyperbaric Medicine.- Berlin-New York: Springer,- 1996.
5. Физиология и патология дыхания, гипоксия и оксигенотерапия //Мат. Всесоюзнй конференции.-Киев: Издательство академии наук УССР, 1958.- 500с.
6. Воробьев К.П. Стандарт мониторинга функционального состояния во время ГБО //Вестник интенс. терапии.- 1999.- №3.-С.34-39.
7. Неговский В.А. Мороз В.В. Актуальные вопросы реаниматологии //Анестезиология и реаниматология.- 1999.- №1.- С.6-9.